Виникло таке слизьке запитання, з однієї сторони ніби і не дуже важливе, а з іншої сторони важливе. Думки фахівців і водіїв діаметрально протилежні. А як робите ви?
Итак, речь о смазке резьбовой части колесных болтов.
Ярые противники этого утверждают, что смазывать болты категорически нельзя, поскольку из-за смазки болты раскрутятся и колесо отвалится. Поэтому закручивают насухую, да еще для надёжности попрыгав на ключе ногами или просто тянут со всей дури рукой.
Вопрос о том, необходимо ли смазывать крепления колес, кажется, вызывает общее замешательство. Многих механиков учили тому, что крепления колес вообще не нужно смазывать, в то время как другие специалисты регулярно используют смазочный материал – часто медную смазку – для предотвращения заклинивания крепления.
1. Благодаря конусной (сферической) форме прижимной части болта при совпадении с профилем отверстий в диске контрение (затяжка) происходит не благодаря трению на резьбовой части, а благодаря конусности болта, который "самозатягивается".
2. Отсутствие смазки на резьбовой части приводит к электрохимической коррозии резьбового соединения. По сути, две детали (болт и ступица) просто "привариваются" друг к другу из-за окислов коррозии, которым просто некуда деться.
3. Кроме сухой резьбы, причиной проблем с болтами может быть неправильно выбранный момент затяжки. Не секрет, что "джамшуты" нередко перетягивают болты, не мудрствуя лукаво. "АЧТОПНЕОТКРУТИЛОСЬ". Это выливается в смятый конус на колёсном диске (если он сделан из легкого сплава), из-за чего болт уже не сможет нормально сесть в посадочное отверстие.
Многие автомобилисты сталкивались с такой проблемой как невозможность открутить некоторые или даже все колесные гайки на автомобиле. Гайки может закиснуть, прикипеть или приржаветь. Влажность, высокая температура, длительное время — некоторые сочетания этих факторов приводят к большим затруднениям при попытке открутить колесные гайки или болты.
Те, кто сталкивался с подобной проблемой знают насколько это бывает неприятно, особенно если вы проколите колесо где-нибудь далеко от гаража и дома. Вы не сможете ни поменять колесо ни продолжить движение до места, где будет удобно бороться с возникшей проблемой, а откручивать проблемную гайку в "полевых" условиях весьма и весьма затруднительно.
Что же может помочь избежать таких неприятных ситуаций? Конечно же смазка! Гайки обязательно нужно поддерживать в смазанном состоянии. Не верьте в глупый миф, что их нельзя смазывать, т.к. тогда они могут открытиться, а это, очевидно, очень опасно — это самая настоящая чушь. В машине множество болтов и гаек собираются со смазкой и это не приводит к их откручиванию (в том числе в тех местах, где не используются шайбы "гровер" и другие средства защиты от откручивания).
Для смазки колесных гаек лучше использовать густые смазки, такие как литол, солидол, шрус, графитовая смазка и другие. Вполне допустимо использование смазки б/у или грязной смазки, ведь мы имеем дело не с подшипником, чистота в данном случае принципиального значения не имеет. Ну разумеется в смазке не должно быть песка и т.п.)
При каждом монтаже/демонтаже колеса не обязательно смазывать гайки, нужно лишь проверять их и не допускать чтоб они становились сухими. Кстати, особенно неприятная ситуация поджидает обладателей литых дисков в том случае, если гайки откажутся откручиваться, т.к. доступ к ним там сильно затруднен.
Например, в инструкции по использованию, таких авто, как Volkswagen Jetta, Skoda Octavia или Toyota Camry есть довольно четкие указания по поводу этого вопроса. Производитель говорит о том, что нельзя смазывать болты ни маслом, ни консистентной смазкой. Так как, по его заявлению, это может привести к ослаблению крепления, из-за чего появляется риск слета колеса во время движения. А это повлечет за собой не только серьезное ДТП, но, возможно, и человеческие жертвы.
А теперь практический опыт.
1. На ВАЗ-21013 отца с 1984 г. стояли секретки. Болты смазывались. Никогда не было проблем с резьбой, колеса не отваливались. 8-)
2. ВАЗ-2108. Первое отворачивание колесных болтов на "восьмерке" после покупки в 1995 г. также было увлекательным занятием — с применением труб-удлинителей и головок из ЗИПа ГАЗ-69. На ней же стояли секретки от ВАЗ-21013 — проблема с головкой возникла только один раз, когда дебильный "джамшут" на сервисе провернул пневмогайковертом штифт. Исправлено было своими силами — был выточен новый штифт, в дальнейшем секретку в лапы варваров не давали. С ней машина и была продана в 2007 г.
3. После покупки 2113 мне дебицу прикручивали прямо на сервисе при установке сигнализации. Так вот, переобуваясь на летнюю через 2 месяца, я столкнулся с тем, что колесные болты перетянуты и "идут" по резьбе очень неохотно. Смазал, прогнал несколько раз — с тех пор все стало изумительно. Сейчас на зимней штамповке используется отличная секретка — никаких проблем. Секретка сделана на каком-то российском оборонном предприятии (материал — титан). У неё очень разумная конструкция — на головку болта хитрой формы одеваются две половинки, которые сверху зажимаются металлическим кольцом, а на каждой половинке — три грани под ключ, которые при объединении получаются обычной головкой. Т.е. сорвать эту секретку так же реально, как обычный болт.
|