LSC

Український ВАЗ клуб
Текущее время: 13 дек 2018, 07:02

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Торможение двигателем
СообщениеДобавлено: 04 июн 2018, 09:03 
Не в сети
LSC - SPAMER

Зарегистрирован: 18 мар 2014, 21:51
Сообщения: 806
Благодарил (а): 81 раз.
Поблагодарили: 125 раз.
Имя по паспорту: Юрий
Авто: ВАЗ 2114
(Если журналисты не врут.)
Говорят, что торможение двигателем снижает его ресурс. Так ли это?
Ещё с автошколы мы знаем, что торможение двигателем – исключительно правильная привычка, которая отлично выручает, скажем, на скользкой дороге, да и не только. Однако есть и мнение, что тормозить стоит исключительно на нейтрали, а замедление на передаче с отпущенной педалью газа для моторов исключительно вредно. Есть ли хоть какое-то основание у этих слухов? Будем разбираться.
Как происходит торможение двигателем
Отчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем. Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха. Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.
Принудительный холостой ход
Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия. Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем. Режим торможения двигателем с прекращением подачи топлива получил название «принудительный холостой ход». Именно этот режим используется при торможении двигателем на всех современных машинах. Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.
Чем именно вредно торможение двигателем
Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора. Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем. А все вместе это означает, что тормозить мотором нужно аккуратно, не создавая слишком большой тормозной момент. Механика попросту плохо переносит «обратные» нагрузки. Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации. Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи. Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее. Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов. Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива. В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов. И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом. Но все меняется, если двигателем тормозить. Подвод момента со стороны маховика совсем иначе нагружает коленчатый вал, в таком режиме он более уязвим, к тому же отбор мощности на вспомогательные механизмы и ГРМ все равно идет на переднем конце коленвала. Но куда неприятнее для мотора возможные резкие нагрузки от трансмиссии. А ведь моменты, воздействующие на двигатель, могут оказаться на порядок выше, чем крутящий момент собственно мотора. Именно так в большинстве случаев и ломают коленчатый вал, повреждают ГРМ и перекручивают его намного выше номинала. От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу. Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:
1. Не используйте торможение двигателем слишком интенсивно. Тормозите на максимально высокой передаче, старайтесь не переходить на низшие передачи при торможении без особой необходимости. В обычных городских условиях тормозите на четвертой-пятой передачах вплоть до снижения оборотов в зону холостого хода. В горах не стоит выбирать заведомо более низкую передачу, чтобы и тормозило, и тянуло, и чтобы не переключаться лишний раз. И даже на скользких покрытиях на машинах с АБС при скоростях движения менее 30 километров в час можно смело закончить торможение на нейтрали.
2. Не используйте длительные торможения двигателем в городском цикле. Лучше выбирайте скорость, при которой у вас будет минимум торможений вообще. Торможение двигателем — не панацея от ошибок в выборе скорости движения, и в плане расхода топлива далеко не бесплатно. Более 70% избыточной кинетической энергии машины будет растрачено зря. И тем более вредно движение на низших передачах в городе с контролем скорости только педалью газа, без использования тормозов. Это годится разве что при плохом состоянии штатной тормозной системы или неработоспособности сцепления или коробки передач.

Источник: avtovod.org.ua http://avtovod.org.ua/news/764031776-go ... i-eto.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Торможение двигателем
СообщениеДобавлено: 04 июн 2018, 09:21 
Не в сети
LSC - SPAMER
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2014, 10:39
Сообщения: 1884
Откуда: г.Первомайск Николаевская обл.
Благодарил (а): 144 раз.
Поблагодарили: 150 раз.
Имя по паспорту: Денис
Авто: ВАЗ 21114
"А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора." - по моему это бред.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Торможение двигателем
СообщениеДобавлено: 04 июн 2018, 15:14 
Не в сети
LSC - SPAMER
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 10:12
Сообщения: 1020
Откуда: г.Винница
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 117 раз.
Имя по паспорту: Алексей
Авто: ВАЗ 21144
О налопачено: целая диссертация :stars: Из всего я согласен только с торможением двигателем на "зубодробилке": реально плохо при обратной связи с КПП на двигатель, да и на всю трансмиссию. Возможно, еще и с теоретически-механической нагрузкой на поршня, хотя об этой величине тоже вопрос спорный:
Цитата:
С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора. Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.

А все эти подсосы пыли через плохие соединения и супер подсосы масла - ну, как знать, может оно где-то имеет право на жизнь, особенно, если сбросить с 5000 до 1200об., то "сосанет". А если хомуты зажать, то уже не вредно?.. Но это же кратковременное явление, там же не ведро пыляки "сосануло". Как и интенсивный износ гнезд клапанов без бензиновой смеси: это, по-моему, только в случае, если я с какого-то пика Победы по серпантину на двигле спускаться буду. А сбросить скорость и снова добавить газку два-три раза в день по городу на 2500-3000об. - ах, оставьте! Здесь, по-моему, вообще речь идет о режимах трека.
Цитата:
При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор.

Это кудой?.. :crazy: Никогда не подозревал о связи масляных каналов распредвала в моем двигателе с впускным коллектором... :wall:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Торможение двигателем
СообщениеДобавлено: 04 июн 2018, 17:14 
Не в сети
LSC - SPAMER

Зарегистрирован: 18 мар 2014, 21:51
Сообщения: 806
Благодарил (а): 81 раз.
Поблагодарили: 125 раз.
Имя по паспорту: Юрий
Авто: ВАЗ 2114
Вот видите, сразу опытные водители раскритиковали некоторые моменты. Видимо писал журналист далекий от автомобиля. С некоторыми утверждениями я тоже не согласен.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Торможение двигателем
СообщениеДобавлено: 04 июн 2018, 21:37 
Не в сети
крестный атэц
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 03:00
Сообщения: 892
Откуда: Вільна Україна
Благодарил (а): 112 раз.
Поблагодарили: 87 раз.
Имя по паспорту: РомчеГ :)
Авто: 2107
Практически не торможу двигателем. Жалко мне его)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Торможение двигателем
СообщениеДобавлено: 18 июн 2018, 08:57 
Не в сети
LSC VIP
LSC VIP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2014, 14:47
Сообщения: 336
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Имя по паспорту: Саша
Авто: 2110
гальмуванням двигуном користуюсь часто і густо. Стиль водіння - середній. Одне можу сказать точно : економія пального і колодок. А по ресурсу двигуна при гальмуванні двиглом - масло потрапляє скрізь як треба . Чому йому зношуватись ? Якщо є підсоси пилі - двигло на гній !

_________________
Моя Черная кошка (Б.Ж.)Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB